АНЖЕЛИКА — ЭТО Я!

Интервью Анн Голон для «ПАРИ-МАТЧ», автор Эмманюэль Эдсьек. 1990 год

За тридцать лет своего литературного существования знаменитая Анжелика успела пережить столько приключений, что для их полного переиздания сейчас потребуется целых тринадцать томов! Многосерийный роман ее бурной жизни приводил и продолжает приводить в экстаз десятки миллионов читателей (читающих на двадцати семи языках, включая, к примеру, такие, как сербскохорватский и словенский), много раз экранизировался (имеется в виду, что по романам был поставлен не один фильм, а пять. – Прим. ред.), а в нескольких странах, в том числе в Японии, издавался в виде комиксов. Наконец, что, возможно, самое удивительное, был недавно включен в программу курса лекций по филологии одного из филиалов Сорбонны.

Не правда ли, феноменальный успех, мало чем уступающий во Франции успеху «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл? И тем не менее создательница популярнейшей книжной серии Анн Голон испытывает чувство недовольства. Дело в том, что, как она считает, к ее Анжелике не относятся с вниманием и почтительностью, каких она заслуживает. А поскольку для писательницы нет сегодня никого на свете ближе и даже, можно сказать, роднее, чем эта героиня, то она преисполнилась желанием встать на ее защиту и лично возглавить кампанию за ее «реабилитацию». Собственно, такое решение Анн Голон приняла уже четыре года назад, когда поставила слово «конец» под последней (на тот момент. – Прим. ред.), тринадцатой серией похождений маркизы ангелов.

Анн Голон возле Лувра. Париж, Франция

Анн Голон возле Лувра. Париж, Франция

— Я сказала себе тогда: все, хватит писать, пора вплотную заняться анжеличными делами и репутацией, — рассказывает она.

Программа действий включала в себя полное переиздание всей серии в издательстве «Латес», подготовку рассчитанной на несколько недель эфира радиокомпозиции, в которой будут заняты актеры «Комедии Франсез» с Сильви Берже в заглавной роли, а также написание киносценария для нового телевизионного сериала, на который Анн возлагает очень большие надежды (из-за судебных дел эти планы были отодвинуты на будущее. — Прим. ред.).

И тут необходимо уточнить, что писательница, по ее собственному признанию, ощущает полную «несовместимость» своей Анжелики с той экранной Анжеликой, которой дала жизнь актриса Мишель Мерсье и которая, надо отдать ей должное, стоит только телевидению устроить очередной повторный показ ленты этого цикла, собирает у голубого экрана рекордное число зрителей.

— Когда готовился этот многосерийный фильм, меня от сценарной и какой-либо консультантской работы отстранили, и я до сих пор не могу смириться с тем, что из моей любимой героини сделали такую дуреху, — заявляет она.

Анн и Серж Голон впервые на съемках фильма по мотивам романа «Анжелика»

Анн и Серж Голон впервые на съемках фильма по мотивам романа «Анжелика»

…Эпопея «Анжелики» берет начало в 1955 году (по словам дочери писательницы Надин, Анн начала работать над книгой в 1951 году, а в Германии первый том вышел в 1956. — Прим. ред.). Молодые супруги Анн и Серж Голоны, проживавшие в Конго, были вынуждены из-за перемен в политической обстановке этой страны срочно покинуть Африку и вернуться к себе во Францию. Они поселились в Версале, под Парижем. Сбережений у них не имелось, существовать практически было не на что, и они, дабы поправить свои худые дела, решили писать «грандиозный исторический роман», рассчитанный на массового читателя.

— Эта идея уже витала в воздухе, ощущался явный спрос на такого рода книги, — объясняет Анн, которая, кстати, к тому времени была уже далеко не дебютанткой в беллетристике: за плечами было несколько опубликованных романов, в том числе и «Патруль Невинных Святых», удостоенный в 1947 году литературной премии.

Предварительно изучив под микроскопом все бестселлеры историко-любовного жанра, созданные человечеством за последние пять веков, Голоны разработали на основе этого научного поиска свой собственный рецепт успеха: во-первых, в центре всего действия должна стоять женщина — молодая, красивая и притягательная; во-вторых, стиль письма должен быть прост, ясен и легко поддаваться переводу на любой язык; в третьих — временем действия должна быть какая-то прославленная, героическая эпоха — лучше всего XVII век. И, наконец, последнее: роман следует снабдить простейшей, но не знающей износа пружиной, а именно: темой любви Анжелики к Жоффрею де Пейраку, которого она будет терять, но всякий раз непременно находить вновь, что позволит продолжить серию до бесконечности…

Анн и Серж Голон

Анн и Серж Голон

Как только в 1957 году на свет появился первый том похождений Анжелики, стало ясно: смелое пари выиграно, читатели вырывают «маркизу» друг у друга из рук. Значит можно было спокойно продолжать. Что и делали супруги, которых отличала железная рабочая дисциплина, вплоть до самой смерти Сержа, последовавшей в 1972 году. Оставшись одна, Анн решила продолжить популярную серию, прерванную Сержем на девятом томе (как мы знаем со слов самой Анн, книги она писала самостоятельно, Серж скорее выступал в роли советчика и консультанта. Поэтому правильнее будет сказать, что смерть Сержа пришлась на то время, когда Анн завершила девятый роман «Анжелика и демон», и готовилась к работе над следующим — «Анжелика в Квебеке», который впоследствии был разделен на две книги — «Анжелика и заговор теней» и собственно «Анжелика в Квебеке». — Прим. ред.). Однако вдруг обнаружила, что критика воспринимает ее не как полноправного соавтора, не как писательницу, а как «жену, которая надумала принять эстафету мужа» (дорого обошлась уступка литературному агентству, представители которого настояли на том, чтобы на обложку было «для солидности» вынесено имя Сержа! — Прим. ред.)

— Если бы такое можно было предвидеть, ей-богу, я бы предпочла не регистрировать свой брак, — восклицает она, и видно, что ее и по сей день переполняет возмущение. — Ведь подумать только, из-за моего статуса супруги мне потребовалось в нашей передовой и демократической Франции вести отчаянную битву за то, чтобы на обложке новых, написанных мной одной томов стояло только мое имя! Это при том, что «Анжелика» — это прежде всего я. Все главные сюжетные замыслы были мои, «руль» серии всегда находился в моих руках!

Ну что ж, как самой Анжелике, так и ее создательнице, видно, было написано на роду страдать от мужчин — ибо издателями, чинившими ей козни, были представители «сильного пола». Но сейчас, в 68 лет (речь идет о 1990-ом годе. — Прим. ред.), она дала себе слово взять, наконец, реванш за все эти треволнения.

 

© «Анжелика» — это я!» // За рубежом. — 1990. — № 45 — С 17.

(По материалу Эмманюэль Эдсьек, «ПАРИ-МАТЧ»)

Комментировать с помощью Facebook

Оставить комментарий

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz