Фильм «Анжелика – маркиза ангелов» (Angеlique, marquise des anges) 1964

Описание

С первых кадров фильм «Анжелика, маркиза ангелов» знакомит нас с прекрасными пейзажами Монтелу и юной Анжеликой де Сансе — главной героиней фильма. Она беззаботно играет в салочки с пастушком Николя, но тут до них доносятся звуки выстрелов. Парочка решает, что где-то неподалеку идет охота. Влекомые любопытством, они отправляются посмотреть на зрелище, но находят разоренную деревню. Анжелика тут же решает, что надо поднять тревогу и оповестить всех в округе. Она бежит в замок отца, который готовится к осаде. Вскоре из рощи появляются бандиты. Они бегут к замку, стреляют из мушкетов, но не проходит и пары минут, как появляется Филипп дю Плесси-Бельер во главе группы всадников и обращает в бегство нападавших. Под бурные овации во двор замка въезжают кареты семейства дю Плесси, а следом и сам Филипп на лошади, который, как невзначай сообщает его отец, находится в звании полковника. Барон представляет свою дочь кузену. Маркиз дю Плесси, очарованный красотой девушки, оказывает ей протекцию и приглашает в свое поместье — Плесси.

В Плесси Анжелика тесно знакомится с нравами высшего общества, склонного к насмешкам и шуточкам дурного толка. Пытаясь скрыться от язвительных замечаний Филиппа и его друзей, Анжелика забегает в одну из комнат особняка и случайно становится свидетельницей заговора с целью убить короля, в котором участвуют принц Конде и мессир Фуке. Она крадет ларец с ядом, доставленный принцу на ее глазах Клеманом Тоннелем, и прячет его. Желая поквитаться с Филиппом за его насмешки, она, при многочисленных свидетелях, проговаривается о том, что знает о заговоре в тот самый момент, когда в комнату входит принц Конде. Анжелика обращает свои слова в шутку. Принц жалует Анжелике учебу в монастыре, которую не в состоянии оплатить обанкротившийся барон.

Анжелика отправляется в монастырь.

Проходит четыре года. За Анжеликой приезжает Гийом и забирает ее домой. В Монтелу Анжелика узнает, что некий граф де Пейрак оказывает ее отцу содействие в разработке свинцового рудника, а также, что она должна выйти за него замуж. Он знатен, галантен, сказочно богат, но также старше Анжелики, обезображен шрамами и хромой. Девушка возмущена и напугана рассказами о женихе.

Из-за того, что новобрачные живут в разных городах, за Анжеликой приезжает маркиз Бернар д’Андижос, который станет ее женихом по доверенности, до тех пор, пока архиепископ не обвенчает графа и Анжелику в тулузском соборе.

Не желая доставаться безобразному мужу нетронутой, Анжелика принимает решение лишиться невинности с пастухом Николя, который влюблен в нее и которому она симпатизирует. Но в самый интересный момент парочку застает Гийом. Николя убивает его. В страхе за своего друга, Анжелика убеждает его сбежать из Монтелу. Сама же она отправляется к графу де Пейраку.

Анжелика приезжает во дворец в Тулузе. Множество служанок переодевают ее в подвенечное платье, но услышав звон церковных колоколов, невеста пытается сбежать из дворца. Она выбегает из своей комнаты и в парадном зале встречается с графом де Пейраком — хромым чудовищем, а по факту — хромым молодым мужчиной со шрамом, который почему-то пугает ее своей внешностью, хотя большинству зрителей вряд ли понятна причина ее испуга. В отчаянии она бежит обратно в свою комнату и в слезах бросается на постель.

Происходит свадебная церемония. Архиепископ спрашивает у Анжелики, согласна ли она всегда и во всем повиноваться Жоффрею, графу де Пейрак, д’Арваль, де Каварей, де Моран, д’Иристрю. Анжелика отвечает «да» и тут же мы переносимся на свадебный банкет, на котором невеста с сияющей улыбкой на лице танцует со множеством кавалеров. Здесь же мы знакомимся и с бывшей любовницей графа — Карменситой, а также его главным врагом — архиепископом тулузским.

После окончания бала граф и графиня отправляются в свои покои. Анжелику готовят к первой брачной ночи. Когда приходит муж, Анжелика дерзко заявляет ему, что он купил ее и теперь пусть располагает ей, но потом уходит. Жоффрей, уязвленный словами супруги, но также пораженный ее красотой, не принуждает Анжелику к интимной близости. Он оставляет ее одну.

На следующее утро он привозит Анжелику на свой рудник, чтобы познакомить новоиспеченную мадам де Пейрак с деятельностью своего мужа и развеять слухи, которые упорно нарекают его колдуном. Граф представляет жене своих помощников и рассказывает, что много путешествовал по миру. В Китае он изучал химию и астрономию, в Индии науку о ядах и противоядиях, у арабов — алгебру. Также он побывал в арабском плену и там заработал шрамы на лице, а хромоту — вследствие прыжка с очень высокого дома, когда его и сына его кормилицы — гугенота, преследовали солдаты.

Анжелика благодарит мужа за прошлую ночь. Граф отвечает, что это была лишь любезность с его стороны, ведь он не мог внушить такой прекрасной женщине отвращение к любви. Но он уверен, что рано или поздно Анжелика станет ему не только настоящей супругой, но также и страстной любовницей.

Во дворце графа проходит банкет во время которого приезжает некий человек из Швейцарии от друга де Пейрака физика Бернулли и просит убежища, поскольку люди архиепископа гонятся за ним. Граф оказывает незнакомцу покровительство. На следующий день во дворец прибывает сам архиепископ и требует выдать беглеца. Граф отвечает, что он не понимает о чем идет речь. Тогда монах Конан Беше предлагает задать тот же самый вопрос графине де Пейрак, ведь истинная католичка не станет врать перед лицом архиепископа. Пришедшая на зов Анжелика, отвечает, что никого не видела (хотя на самом деле она была свидетельницей того, как Пейрак оказывал содействие незнакомцу). Архиепископ уходит, но перед тем бросает Пейраку вызов, требуя показать каким образом он добывает золото, ведь всем известно, что он это делает с помощью колдовства.

На руднике Сальсинь граф показывает свой метод добычи золота — купелирование. Между супругами налаживается взаимопонимание. Граф привозит Анжелику на раскопки по-видимому какого-то античного храма, где показывает древнюю статую. Затем он дарит жене роскошное ожерелье. Анжелика в восторге смотрит на свое отражение в зеркале, но вдруг замечает в нем обезображенное лицо мужа. В ужасе отпрянув, графиня просит прощения, но затем с рыданиями бросается на постель. Граф, с печальным выражением лица, констатирует: «Я проиграл. Вы не жена мне и не любовница. Ничего не осталось. Вы сводите меня с ума».

Забытая любовница Карменсита пытается вернуть расположение графа де Пейрака. Он отказывает ей. Она угрожает некими разоблачениями, но граф полностью увлечен Анжеликой и не обращает внимания на слова испанки.

Тем временем во дворец прибывает шевалье де Жермонтаз. Он швыряет на стол слиток золота, который граф ранее послал архиепископу и говорит, что монсеньор никогда не примет подарка от дьявола. Оскорбленный за своего друга д’Андижос вызывает шевалье на дуэль. Но де Пейрак решает драться с ним сам.

На дуэли граф убивает шевалье. Влюбленная Анжелика бежит в объятия мужа. У супругов происходит первая брачная ночь.

Действие переносится в 1659 год. Супруги де Пейрак счастливы вместе. У них родился первенец — Флоримон.

К графу прибывает гонец — Клеман Тоннель и сообщает, что к ним во дворец соизволит приехать сам король, который едет из Сен-Жан-де-Люза со своей молодой супругой. Во время королевского приема граф лично прислуживает Его Величеству за столом. Король живо интересуется увлечениями графа и его прекрасной супругой. Анжелика предстает перед Людовиком 14. Король взглядом сравнивает красавицу Анжелику со своей малопривлекательной женой и теряет расположение духа. Юная графиня знакомится с мадам де Монпансье и месье де Вардом.

Анжелика рассказывает мужу, как в детстве спасла короля, похитив шкатулку с ядом, предназначенным для него. Их разговор подслушивает Клеман Тоннель.

Жоффрей де Пейрак отправляется догонять короля, который уехал не попрощавшись, чем унизил графа. Едва Анжелика остается одна, как к ней в спальню врывается де Вард и пытается изнасиловать. Ее спасает д’Андижос. Узнав о безрассудной выходке графа, он бросается за ним.

Анжелика беспокоится за мужа. Во дворец возвращается раненый Куасси-Ба. Он рассказывает, что солдаты короля арестовали графа. Анжелика велит закладывать карету — она поедет в Париж и сама поговорит с королем.

В Париже Анжелика останавливается у своей сестры Ортанс. Та крайне обеспокоена тем, что графиня де Пейрак может скомпрометировать ее своим присутствием. Тем временем приходит муж Ортанс, прокурор мэтр Фалло. Он сообщает новости о графе: его перевели в Бастилию.

К Анжелике приходит адвокат Дегре, но она отвергает его услуги. Графиня отправляется в Лувр к мадам де Монпансье. Та сообщает ей, что дело графа держат под большим секретом. Герцогиня обещает Анжелике протекцию, но в то же время советует ей не обнадеживаться. Все в руках короля. Там же Анжелика встречает д’Андижоса и тот сообщает, что на все имущество графа наложен арест.

Анжелике передают приглашение от Его Высочества брата короля. В назначенный час она приходит на встречу, но Месье не принимает ее. Анжелика вынуждена покинуть Лувр. Когда она спускается по лестнице, неизвестные нападают на служанку Марго и убивают ее. Анжелика бежит за помощью и наталкивается на де Варда. Улучив удачный момент, Вард насилует Анжелику.

Мэтр Дегре разыскивает Анжелику. Адвокат сообщает, что у него есть новые сведения, которые ему удалось узнать с помощью хитрости – переодевшись в форму мушкетера он побывал в Бастилии и виделся с Пейраком. Он рассказывает, что инициатором ареста выступил архиепископ тулузский. Правда он хотел лишь символически наказать заносчивого дворянина, но дело приняло такой оборот, что над событиями он уже не властен. В игру вовлечен сам король у которого Пейрак посмел вызвать чувство зависти, а также и некие третьи лица, которые хотят устранить саму Анжелику из-за тех опасных тайн, в которые она посвящена. Дегре советует Анжелике уехать из Парижа, но она непреклонна – она будет добиваться справедливости и освобождения Жоффрея.

Анжелика снова приходит в Лувр на аудиенцию к королю. Она просит Людовика 14 помиловать мужа. Король считает слишком богатого дворянина угрозой для своей власти и не намерен удовлетворять просьбу Анжелики. Напротив, он ищет ее благосклонности. Анжелика отказывает. Король выставляет ее вон.

Анжелика оказывается одна в коридорах Лувра. Она сталкивается с Месье — братом короля и шевалье де Лореном. Они намерены убить Анжелику и предоставляют ей выбор: шпага или яд. Изловчившись, она сбегает от своих убийц. Она ищет защиты у мадам де Монпансье, но все тщетно. Его Высочество снова настигает свою жертву. После непродолжительной беготни по Лувру ей удается улизнуть с помощью Бернара д’Андижоса. Спасая Анжелику, Бернар погибает.

Ортанс выгоняет сестру из своего дома. Дегре сопровождает Анжелику в Тампль, где ее брат Раймон — монах-иезуит предоставляет ей жилье и покровительство. Они намерены пригласить к заключенному графу некоего отца Кирше — Великого экзорциста Франции, который сможет доказать, что Пейрак не одержим дьяволом.

Тем временем начинается суд над Жоффреем де Пейраком. На заседание приглашены многочисленные свидетели, одной из которых оказывается Карменсита — бывшая любовница графа. Она клевещет на бывшего любовника, будто тот ее околдовап. Граф смеется ей в лицо. Мэтр Дегре предоставляет неопровержимое доказательство невиновности графа — свидетельство отца Кирше, но обвинители ему не верят. Они требуют вызвать самого Великого экзорциста Франции, чтобы он лично засвидетельствовал свои показания, но преподобный отец так и не явился — его находят мертвым в Сене. Пейрака приговаривают к сожжению на костре.

Анжелика рожает второго сына — Кантора. Она оставляет детей у своей сестры, а сама идет к палачу с просьбой задушить Жоффрея перед самой казнью, чтобы он не мучился на костре.

К Анжелике подходит карлик Баркароль, который до этого следил за ней. Он говорит, что бандиты могут спасти де Пейрака, когда его повезут на казнь. Анжелика приходит в их логово. Ее встречает главарь банды, которым оказывается Николя — друг детства. Он обещает спасти Пейрака, но взамен требует, чтобы Анжелика уехала с ним в Америку. Она соглашается.

Бандиты совершают нападение на кортеж, но вместо осужденного в повозке оказывается соломенное чучело. Они бегут на Гревскую площадь, но поздно – там уже во всю мощь пылает костер. Бандиты спасаются бегством от стражников, которым приказано схватить Анжелику.

Они оказываются во Дворе Чудес. Анжелика в отчаянии. Николя говорит, что теперь она спасена. Во Дворе Чудес ей ничто не угрожает, ее не найдет ни король, ни Святая Инквизиция. Здесь она сможет восстановить свои силы и начать жизнь сначала. Анжелика становится Маркизой Ангелов.

В ролях

Мишель Мерсье (Michele Mercier) Анжелика

Мишель Мерсье (Michele Mercier) Анжелика

Робер Оссейн (Robert Hossein) Жоффрей де Пейрак

Робер Оссейн (Robert Hossein) Жоффрей де Пейрак

Жан Рошфор (Jean Rochefort) Франсуа Дегре

Жан Рошфор (Jean Rochefort) Франсуа Дегре

Клод Жиро (Claude Giraud) - Филипп дю Плесси

Клод Жиро (Claude Giraud) Филипп дю Плесси

Джулиано Джемма (Giuliano Gemma) Николя Каламбреден

Джулиано Джемма (Giuliano Gemma) Николя Каламбреден

Жак Тожа (Jacques Toja) Людовик 14

Жак Тожа (Jacques Toja) Король Людовик 14

Также в ролях:

Шарль Ренье (Конан Беше)

Мадлен Лебо (Великая Мадемуазель)

Бернар Воринже (Бернар д’Андижо)

Филипп Лемар (де Вард)

Франсуа Местр (принц Конде)

Робер Порт (Монсеньор)

Этика Шоро (Ортанс)

Жак Кастело (архиепископ Тулузский)

Женевьева Фонтанель (Карменсита)

Роберто (Баркароль)

Дениза Прованс (Барба)

Жак Хиллинг (Молин)

Анри Коган (Деревянный Зад)

Клер Атана (Мария-Терезия Испанская)

Рената Увер (Марго)

Розальба Нери (Ля Поляк)

Пьер Оте (Жермонтаз)

Роберт Хоффман (де Лоренн)

Ив Басак (Фалло)

Салем (Куасси-Ба)

Карло (Сорбонна)

Интересные факты

Дата выхода фильма в прокат — 8 декабря 1964 года

В жизни Мерсье — брюнетка. Для роли было изготовлено несколько десятков белокурых париков.

Анжелику могла бы сыграть Бриджит Бардо, но она в тот момент была занята на съёмках другого фильма. На роль пробовались актрисы: Катрин Денёв, Джейн Фонда и другие, но не были утверждены. Марина Влади выиграла пробы на главную роль, но в этот же период актрису пригласили в другой фильм, и она отказалась сниматься.

Премьера фильма состоялась в кабаре «Мулен Руж». Знаменитая Коко Шанель, приглашённая на показ, аплодировала стоя.

Фильм занимает 31-е место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате.

Съёмки картины проходили на студии «Чинечитта» в Риме, а также в замках и поместьях Франции: замок Танле (департамент Йонна, Бургундия) — декор замка графа Жоффрея де Пейрака; замок Marigny-le-Cahouët (Кот-д`Ор) — замок барона Сансе де Монтелу; замок Esclimont (château d`Esclimont) (Ивелин) — замок маркиза де Плесси-Белльера; аббатство де Фонтене (Кот-д`Ор, Мармань), — монастырь в Пуату; Версаль.

Различия между фильмом и книгой

Сюжет фильма «Анжелика, маркиза ангелов» почти полностью соответствует книге Анн и Сержа Голон «Анжелика», а также началу второго тома «Путь в Версаль». В новой версии — это 4 первых тома («Маркиза Ангелов», «Тулузская свадьба», «Королевские празднества», «Мученик Нотр-Дама»).

Но несмотря на то, что сюжетные повороты романа в целом сохранены, все же фильм имеет ряд отличий, которые искажают восприятие персонажей.

Первым делом стоит заметить, что сценаристы были вынуждены достаточно большой объем материала первоисточника вместить в ограниченный хронометраж фильма, из-за чего повествование оказалось довольно поверхностным. Многие сюжетные линии были сильно сокращены, а некоторые и вовсе выброшены. Например, одной из таких является сюжетная ветка мэтра Молина (в фильме он представлен кратким эпизодом в качестве нотариуса на свадьбе Анжелики), а также его финансовых связях с графом де Пейраком. Обошли стороной и пресловутую контрабанду в которой непосредственное участие принимали мулы, выращенные на ферме отца главной героини. Совершенно не уделили внимания сценаристы и персонажу Мелюзины, который оказал немалое влияние на становление личности маленькой Анжелики. Отсутствуют и другие действующие лица: Пегилен де Лозен — друг графа, который предупреждал его о готовящемся аресте, а затем помогал Анжелике во время нападения сбежать из Лувра, кормилица Фантина, Гонтран, отец Антуан, Сербало, цирюльник Бине, камердинер Альфонсо. Не появились в фильме и будущая Атенаис де Монтеспан — Франсуаза де Тонне-Шарант де Мортемар с братом герцогом де Вивоном и Франсуаза Скаронн.

Ряд персонажей выставлены в совершенно ином амплуа, нежели в первоисточнике. Например, Филипп дю Плесси выглядит более благородно, чем в романе и их первая встреча происходила совсем по иному сценарию.

Однажды в дождливый зимний день Анжелика, сидя у окна, вдруг с изумлением увидела на дороге, ведущей к подъемному мосту, утопающую в грязи многочисленную кавалькаду и подпрыгивающие на ухабах экипажи. Впереди ехали лакеи в расшитых желтых ливреях, за ними — кареты и повозка, судя по всему, с багажом, горничными и слугами.

На землю спрыгнули форейторы, чтобы провести упряжку лошадей через узкие ворота. Лакеи, стоявшие на запятках первого экипажа, тоже спрыгнули на землю и открыли лакированные дверцы, на которых красовался красный с золотом герб.

Анжелика стремглав сбежала по башенной лестнице и очутилась на пороге как раз в тот момент, когда во дворе какой-то разодетый сеньор, поскользнувшись на навозе, уронил на землю свою шляпу с пером. Изо всех сил огрев лакея палкой по спине, сеньор разразился проклятиями.

Перепрыгивая с одного камня на другой на носках своих элегантных ботфортов, он наконец добрался до входа, где на него с любопытством уставились Анжелика и кто-то из ее младших братьев и сестер.

Вслед за этим вельможей вошел подросток лет пятнадцати, одетый столь же изысканно.

— Но ради святого Дени, где же мой кузен? — воскликнул приезжий, оглядываясь с недовольным видом.

Увидев Анжелику, он закричал:

— Клянусь святым Илером, вылитый портрет моей кузины де Сансе! Точно такой я видел ее в Пуатье во время ее свадьбы. Вы не возражаете, детка, если вас поцелует ваш старый дядюшка?

Он приподнял ее и нежно поцеловал. Когда он снова поставил ее на пол, девочка два раза чихнула, настолько резок был аромат духов, который исходил от одежды сеньора.

Она потерла рукавом кончик носа и тут же мельком додумала, что сейчас ей досталось бы от Пюльшери, но не покраснела, так как ей не знакомы были чувство стыда или смущения.

С приветливой улыбкой она сделала реверанс гостю, догадавшись наконец, что это маркиз дю Плесси де Бельер, потом подошла поцеловать своего кузена Филиппа.

Юноша отпрянул и в ужасе взглянул на маркиза:

— Отец, неужели я обязан поцеловать эту… хм… эту юную особу?..

— Конечно же, молокосос, пользуйтесь случаем, пока не поздно! — воскликнул знатный сеньор и расхохотался.

Подросток осторожно коснулся губами круглых щечек Анжелики, а потом, достав из кармана своего камзола надушенный кружевной платочек, помахал им перед собой, словно отгоняя мух. 

Также весьма облагородили сценаристы и персонаж пастушка Николя. Он представлен этаким влюбленным красавчиком, а в книге — бабник и деревенщина.

Вызывает недоумение и некий господин, приехавший из Швейцарии от ученого Берналли. На самом деле к графу приезжал сам Берналли и никакой инквизицией он не преследовался. Племянник архиепископа шевалье де Жермонтаз выглядит вполне солидно и даже, можно сказать симпатично, хотя на самом деле был настоящим мужланом.

Шевалье де Жермонтаз, столь же полный жизненных сил, сколь монах (Конан Беше) был изнурен умерщвлением плоти, имел прекрасный цвет лица и уже довольно приличное для его двадцати пяти лет брюшко. Пышный белокурый парик ниспадал на камзол из голубого атласа, украшенный розовыми бантами. Его рингравы были так широки и так обильно украшены кружевами, что шпага дворянина на их фоне казалась неуместной. Страусовым пером своей широкополой шляпы шевалье подмел пол у ног хозяйки дома, поцеловал ей руку, но тут же, подняв голову, дерзко подмигнул, что возмутило Анжелику. 

Но самой большой оплошностью в этом ключе оказался Клеман Тоннель, который на самом деле был шпионом, подосланным Фуке к Анжелике де Сансе. Сначала он выступил в качестве распорядителя на свадьбе в Пуату, а затем дворецким в Отеле Веселой Науки, где непрерывно собирал сведения о графе и графине.

Если останавливаться на образах главных героев, то и они изрядно пострадали и, как и повествование в целом, также оказались поверхностными. Не показан предприимчивый характер Анжелики, ее лидерские качества и любознательность, свободолюбие и любовь к семье, близость к природе, желание врачевать.

А образ Жоффрея де Пейрака хромает, как в прямом, так и переносном смысле. Совершенное не попадание как внешне, так и по характеру. Исчезла пугающая внешность, высокий рост, худоба, античный профиль. Шевелюра, голос, шрамы и хромота — не те. Характер более добр и покладист, меньше иронии и язвительности, меньше и обаяния. Пропал Мастер Наслаждения, в общем.

Целый ряд сцен сценаристы исказили до полного изменения смысла в сторону противоположного, а многие заслуживающие внимания и раскрывающие образ героев и вовсе выбросили из повествования.

  • Замок барона никогда не подвергался нападению и тем более осаде, которая в фильме выглядит глупо и нелепо
  • Филипп назвал Анжелику «маркиза унылого платья» хотя на самом деле в книге «баронесса унылого платья»
  • Яд принцу Конде привез монах Экзили – известная историческая личность
  • Принц Конде никогда не оплачивал учебу Анжелики. Барон сам оплатил учебу для обеих дочерей (Ортанс и Анжелики) из тех денег, которые ему ссудил мэтр Молин
  • Николя не убивал Гийома. Гийом Лютцен умер своей смертью от старости, о чем Анжелика узнала из письма уже будучи в Тулузе
  • Крайне нелепо звучат выдуманные титулы графа. На самом деле его полное имя звучит так: «граф де Пейрак де Моренс д’Иристрю»
  • Рудник в деревне Сальсинь находился в нескольких днях ходу от Тулузы и супруги де Пейрак ездили туда лишь один раз
  • Странная сцена с античной статуей также является плодом фантазии сценаристов
  • Дуэль между графом и шевалье де Жермонтазом состоялась потому, что тот посмел посягнуть на честь графини де Пейрак, а не под надуманным предлогом в виде подаренного слитка золота
  • «Первой шпагой Лангедока» называли самого Пейрака, но никак не племянника архиепископа
  • Впервые Дворец Веселой Науки король посетил перед своей свадьбой
  • Анжелика была представлена королю в Сен-Жан-де-Люзе куда чету де Пейрак пригласили для присутствия на свадьбе короля
  • Там же состоялся и тайный арест графа. Сам граф никогда не догонял короля, потому что тот посмел уехать из его дворца. Вся эта сцена в фильме выглядит также весьма глупо. Король на то и король, чтобы самостоятельно решать когда и к кому он приедет и тем более уедет. А дворянин, являющийся вассалом этого самого короля, не имеет права требовать каких-либо объяснений от монарха.
  • В Лувре король не добивался расположения от Анжелики
  • Бернар д’Андижос не погиб в Лувре. Он вернулся в Лангедок и поднял в провинции восстание
  • Во время суда Пейрак не знал, что Анжелика находится в зале заседаний
  • Анжелика попала во Двор Чудес уже много позже казни на Гревской площади и бандиты не помогали ей спасти мужа.

Не рассказывают нам сценаристы и о том откуда у Анжелики появилось прозвище «Маркиза Ангелов», а ведь ее так называли ещё с детства, которому тоже не уделили ни капли внимания. Годы, проведенные в рассказах про фей, колдунов, а также в беготне с мальчишками оказали влияние на характер Анжелики и это объясняло тот факт, почему она искренне верила, что выходит замуж за колдуна, «Жиля де Реца», и как следствие, так его страшилась. К слову и внешне граф пугал в отличие от Оссейна, чья внешность совсем не внушает такого чувства.

История, рассказанная графом о своих шрамах и хромой ноге вообще не выдерживает никакой критики и является полнейшим бредом. Вот как все было на самом деле:

Вот моя история. Когда я родился, моя мать отдала меня кормилице, которую она выбрала, руководствуясь не вероисповеданием, а величиной ее груди. Кормилица же была гугенотка. Она увезла меня в Севенны, в свою деревню, над которой возвышался замок мелкого сеньора-гугенота. А неподалеку, как водится, был замок другого сеньора, католика, и рядом — католические деревушки. Не знаю, с чего все началось, мне было три года, когда произошла схватка между католиками и гугенотами. Моя кормилица и другие женщины из ее деревни спрятались в замке дворянина-гугенота. Ночью католики взяли этот замок штурмом. Всех, кто там прятался, убили, а замок подожгли. Меня же, полоснув трижды по лицу саблей, выбросили в окно с третьего этажа прямо в снег. Снег и спас меня от горящих веток, которые падали вокруг. Наутро один из католиков, придя в замок, чтобы поживиться чем-нибудь — а он знал, что я сын тулузского сеньора, — увидел меня, подобрал и сунул в корзину, что была у него за спиной, вместе с моей молочной сестрой Марго, единственной из местных жителей, уцелевшей после резни. Нашего спасителя в пути несколько раз застигали снежные бураны, и он с трудом добрался до долины. Когда он пришел в Тулузу, я был еще жив. Моя мать раздела меня, вынесла на солнечную террасу и запретила врачам приближаться ко мне, заявив, что они могут только доконать меня. Так я и лежал несколько лет на солнце. Только к двенадцати годам я начал ходить. А в шестнадцать я уже уплыл на корабле, Вот каким образом я сумел столько всего узнать. Сначала мне помогла болезнь и вынужденная неподвижность, затем — путешествия. 

Отдельно хочется сказать о сцене первой брачной ночи. Из-за того, что сценаристы выбросили персонаж Молина, зрителям не известно, что именно он уговорил Анжелику выйти замуж за графа де Пейрака. Да-да, она изначально воспротивилась этому браку и совершенно не собиралась идти под венец. Но, как выяснилось, отец Анжелики находился на грани банкротства и именно финансовые дела, связывающие его через Молина с самим графом еще позволяли сносно жить. Согласившись на этот брак, Анжелика спасала свою семью от разорения, а самого барона от тюрьмы. И именно потому, что в этой сделке, названной «браком» никто из сторон не учитывал ее личных желаний она чувствовала себя «проданной невестой».

«Сестра Анна, — думала Анжелика, — не упустила бы случая прочитать мне небольшую проповедь о том, что всем желаниям мужа нужно подчиняться с покорностью. Когда она произносила это слово — «всем», ее глаза навыкате вращались, словно шары, и мы давились от смеха, прекрасно понимая, о чем она думает. Но мне покорность претит. Молин был прав, сказав, что я не соглашусь на то, смысла чего не понимаю. Да, я согласилась, чтобы спасти Монтелу. Что же еще от меня требуется? Рудник Аржантьер принадлежит графу де Пейраку. Теперь они с Молином могут продолжать свою торговлю, а отец — разводить мулов, чтобы перевозить на них испанское золото… Если бы я умерла сейчас, выбросившись с этого балкона, ничего не изменилось бы. Каждый получил то, чего добивался…»

Именно поэтому она решила сначала не достаться графу невинной, а после и вовсе отказала в интимной близости в первую брачную ночь. В ответ граф в своей блестящей язвительной манере бросил:

— Я не буду вас принуждать, бедная маленькая девственница. Это не в моих правилах. Так, значит, вас, саму невинность, отдали на растерзание этому хромому верзиле из Лангедока? Чудовищно!

Он с усмешкой склонился к ней. О, как ей была ненавистна его насмешливая улыбка!

— Поверьте, я знал в своей жизни немало женщин, белых и черных, желтых и краснокожих, но ни одну из них я не брал силой и не соблазнял деньгами. Они приходили ко мне сами, и вы тоже придете в один прекрасный день или вечер…

— Никогда! — в невольном порыве выкрикнула она. Но улыбка не сошла с его странного лица.

— Вы юная дикарка, но мне это по душе. Легкая победа обесценивает любовь, трудная победа заставляет ею дорожить. Так сказал Андре Ле Шаплен, магистр искусства любви. Прощайте, моя красавица, спите спокойно в своей широкой постели, оставайтесь одна со всеми вашими прелестями, которым так не хватает ласки. Прощайте!

В фильме же мы получили невнятную сцену в которой Анжелика готова отдаться графу, но только бы он сделал все побыстрее и оставил в покое. А сам граф просит не обижать его и сыпет комплиментами в адрес красоты Анжелики.

Также не показали нам и достаточно продолжительного периода возникновения любви между героями. Она появилась непонятно откуда и почему.

Нелепо выглядит сюжетная линия с королем, с первого взгляда воспылавшим страстью к Анжелике. У зрителя возникает ощущение, что это увлечение и стало причиной казни графа. А это не так! Король в тот период был еще влюблен в Манчини и страдал от разлуки с ней. Причиной, побудившей его подписать указ об аресте была зависть к богатству графа, а также боязнь повторения Фронды. Саму Анжелику он разглядел много лет спустя, когда она стала маркизой дю Плесси-Бельер и снова появилась при дворе.

Совершенно необоснованно сценаристы пожертвовали сценой в беседке, когда граф пел для своей жены серенаду и таким образом сумел сорвать поцелуй с ее губ. Отобрали у графа де Пейрака и его Золотой Голос Королевства. Вместо сцены Суда Любви нам показали Робера Оссейна, рассказывающего сказку(!), а после и вовсе прогоняющего Анжелику под предлогом, что такие рассказы не для ее юных ушей. Не показали нам и королевскую свадьбу, а позже пышный въезд короля в Париж. Нет и душещипательной сцены у палача, когда Анжелика приходит к нему с просьбой задушить Жоффрея, чтобы тот не мучался на костре и, соответственно, разговора с отцом Антуаном, через которого она передавала последние слова мужу. Также нет очень драматичной сцены рождения Флоримона в которой герои раскрываются перед нами с неожиданных сторон. Ну, а сцена рождения Кантора в ночь казни его отца и вовсе должна была вывести уровень драматизма на небывалый уровень, но мы увидели лишь пару кадров с Мишель Мерсье, кусающей свой платок и манерно закатывающей глаза.

Отсутствует в повествовании и отель дю Ботрейи (который потом волшебным образом появится в третьем фильме), построенный графом в Париже и в котором намеревалась остановиться Анжелика. К слову исчезли и такие понятия, как Юг и Север. В фильме нет даже намека на развитие тем лесного края Пуату, солнечного края Лангедока и зловонной клоаки Парижа.

Исчезло нагнетание атмосферы медленного падения в бездну, постепенного погружения в нищету, отчаяния и одиночества во второй половине фильма. В книге главную героиню постепенно вольно или невольно бросают все: слуги, Марго, Куасси-ба, друзья Жоффрея, родственники… Деньги тают… Последним уходит Дегре, потом её выселяют на улицу и, как апогей, костер и больница. Из тулузского рая в ад парижского дна. Отверженная и забытая. К сожалению, нет этого в фильме. Там Анжелика еще не успев пережить костер и оплакать мужа, переходит от покровительства одного мужчины к другому, что накладывает неприятный отпечаток и умаляет достоинства героини.

Смотреть фильм «Анжелика, маркиза ангелов» онлайн в советском дубляже

Дубляж подготовлен в 1968 году студией киноактёра к/с «Мосфильм». Режиссер дубляжа — Александр Алексеев. Автор текста — Н. Герман.

Длительность в советском прокате — 95 минут (в данном видео вырезанные фрагменты добавлены с переводом НТВ)

Смотреть фильм «Анжелика, маркиза ангелов» онлайн в современном переводе

Закадровый перевод подготовлен в 1995 году т/к «НТВ». Перевод — Светлана Хачатурова. Текст читают актеры Анна Каменкова, Наталья Казначеева, Владимир Конкин, Артём Карапетян.

Длительность 115 минут (1 час 55 минут)

Комментировать с помощью Facebook

Оставить комментарий

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz