Мольер Жан-Батист Поклен

Мольер, Жан-Батист Поклен (Moliere, Jean-Baptiste Poquelin)

1622 – 1673

Французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Cын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже. Перевел на французский поэму Лукреция “О природе вещей” . В 1640 изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского обойщика.

30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в провинцию. В 1645–1658 труппа выступала во французской провинции и стала там самой популярной. С 1650 Мольер был ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедии. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах “Сумасброд, или Все невпопад”; в 1656 – “Любовную размолвку”. В 1658 г. благодаря покровительству брата короля и успеху фарса “Влюбленный доктор”, представленном перед двором, труппе присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. В 1661 г. король предоставил Мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль. С 1664 г. Мольер стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты. В 1664 г. была поставлена комедия “Тартюф, или Лицемер”, жестокая пародия на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и “Дон Жуан, или Каменный пир”, носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп (Le Misanthrope), равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. В августе 1667 г. Мольер представил в Пале-Рояле смягченный вариант “Тартюфа” под новым названием “Обманщик”, однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В 1668 г. был поставлен “Скупой”. В начале 1669 г. Мольер добился снятия запрета с “Тартюфа”. В 1669–1671 гг. он поставил одну за другой несколько комедий-балетов, в том числе “Мещанин во дворянстве”, а также трагедию-балет “Психея”. Затем поставил комедию “Проделки Скапена”, она вызвала обвинения в потворстве плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил. В марте 1672 Мольер представил публике высокую комедию “Ученые женщины”. Зимой 1672–1673 г. он написал свою последнюю комедию-балет “Мнимый больной”. 17 февраля 1673 на ее четвертом представлении с Мольером случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св.Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез.

Читайте также:

Оставить комментарий

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Notify of