Жак-Бенинь Боссюэ

Жак-Бенинь Боссюэ (Jacques-Benigne Bossuet)

около 1627 – 1704

Французский писатель, епископ, исповедник короля, идеолог галликанства. По его инициативе Луиза де Лавальер ушла в монастырь, позднее осуждал связь короля с Атенаис де Монтеспан и поддерживал Франсуазу Скаррон. В истории видел осуществление воли Провидения, в соответствии с этим утверждал и отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти короля.

Родился 27 сентября 1627 в Дижоне. Окончил иезуитскую школу в родном городе, а затем, в возрасте 15 лет, отправился в Париж, чтобы изучать философию и теологию в Наваррском коллегиуме (College de Navarre). В 1652 получил степень доктора теологии. В 1661 Людовик XIV назначил его проповедником в Шапель-Рояль; в этой должности Боссюэ произнес некоторые из лучших своих проповедей и знаменитых надгробных речей. В 1671 ему было поручено воспитание дофина. В 1681 он стал епископом Мо, посвятив остаток жизни защите католической религии. Умер Боссюэ в Париже 12 апреля 1704. Боссюэ был не только одним из самых красноречивых проповедников всех времен, но и выдающимся историком, защитником чистоты католического вероучения и духовным лидером Французской церкви в последние десятилетия 17 в. К числу его самых знаменитых надгробных речей принадлежат речи, посвященные памяти Генриетты Французской, Генриетты Английской, Людовика Бурбона и принца Конде. Его Рассуждения о всеобщей истории (Discours sur l’histoire universelle), написанные как учебное пособие для дофина, явились, при всей их богословской направленности, одним из первых исторических исследований, предлагавших анализ причин исторических событий и определенную философию истории. Выступая поборником догматической строгости, Боссюэ осудил рационалистическое истолкование Св. Писания Р.Симоном и квиетизм Фенелона. Он стремился воссоединить протестантов с католиками, и, возможно, его труд История изменений протестантских церквей (Histoire des variations des eglises protestants, 1688) следует считать основным в творчестве проповедника. Боссюэ был одним из величайших французских прозаиков. Его красноречие изысканно, слог нередко становится поэтичным и живописным, отмеченным яркой образностью и одушевленным глубоким религиозным чувством. В 1671 он был избран членом Французской Академии. епископ. В сочинениях на исторические и политические темы («Рассуждение о всеобщей истории», 1681, «Политика, извлечённая из священного писания», изд. 1709) Б. рассматривал историческое развитие как осуществление божественного провидения и отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти монарха. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, отличал от деспотизма и говорил об обязанностях монарха. Был идеологом галликанства («Декларация французского духовенства», 1682). Исторические труды Б. подверглись критике просветителей 18 в. (Ш. Л. Монтескье, Вольтер). Церковные проповеди и «Надгробные речи» (1669) сохранились главным образом в черновых набросках и конспектах. Сочинения Б. отличают рационалистическая строгость стиля, точность метафор.

Читайте также:

Оставить комментарий

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz