До 1643 года, то есть до того времени, как началось правление Людовика XIV, при дворе был принят испанский стиль одежды: «треугольный» силуэт, приглушенные тона, жесткие корсеты, длинные рукава и платья с высокими воротниками. Молодой король, обожавший развлечения, балы, маскарады и карнавалы понимал, что испанские наряды не предназначены для танцев и веселья. К тому же, придворные в них не могли исполнять сложные церемонии с той грациозностью и непринужденностью, к которой стремился Людовик XIV.
Постепенно геометрические силуэты сменяются плавными линиями, покрой платья усложняется, а на смену бархату и серебру приходят яркие шелка и золото. Так началась эпоха барокко, которую искусствоведы с полным правом называют синонимом гламура.
Женские платья тех времен были настоящими произведениями искусства. Они должны были достигнуть одной цели: сделать женское тело как можно более привлекательным, скрыв все его некрасивые части. В идеале — чтобы понравиться королю! Шились платья из яркого, сочного цвета тканей, насыщенных темных тонов. Дамы носили три юбки одну поверх другой: первая, верхняя — «скромница», вторая — «шалунья», а третья, нижняя — «секретница». Лиф платья из китового уса затянут так, что женщина начинает соблазнительно прогибаться вперед. Вообще, корсеты в это время стали походить на диковинные картины, на них нашивали банты, цветы, украшали драгоценными камнями.
[su_row][su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column][/su_row]
Мода французского двора той эпохи определялась в соответствии со вкусами короля и его фавориток. В разное время ими были Луиза де Ла Бом Ле Блан (герцогиня де Лавальер), маркиза де Монтеспан, герцогиня де Фонтанж.
Именно в это время и разворачиваются события всемирно известной эпопеи про Анжелику.
В ту пору, когда она была супругой графа де Пейрака, а также когда занималась шоколадным бизнесом, она должна была носить платья с широким, открывающим плечи, декольте, с рукавами — буфами, с ничем не украшенным лифом, с мягко ниспадающей не слишком пышной юбкой. Но ни о каких «высоких» или «претенциозных» причёсках не могло быть и речи — в моде были несложные комбинации из свободных локонов, разделённых на прямой пробор. Это время принято называть «эпохой Лавальер», когда тон задавала Луиза де Ла Бом ле Блан де Лавальер — фаворитка Людовика XIV.
[su_row][su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column][/su_row]
Потом, когда Анжелика уже в качестве маркизы дю Плесси де Бельер, попадает в Версаль, она должна (по идее) носить довольно тяжёлые красно-коричнево-золотые платья, соответствующие «эпохе Монтеспан», очередной фаворитке короля и заклятому врагу Анжелики. В моде вышивка золотом и серебром, драгоценные украшения на платьях. Причёски остаются, в общем-то, теми же — разделённые на прямой пробор волосы, завиваются в локоны. В моде по-прежнему, украшения из жемчуга. Юбки — не слишком пышные, но имеющие более чёткие линии.
[su_row][su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/4″ center=”no” class=””]
[/su_column][/su_row]
Время с 1677 по 1681 г. определялось вкусами мадемуазель Марии-Анжелики де Фонтанж. В ту пору костюм освободился от вычурных форм предыдущего периода, стал изысканнее и проще, но не утратил кокетливости. И вообще, все связанное с Фонтанж носило отпечаток изящной игры. Именно Фонтанж, играя в крестьянку или торговку, сделала обязательным ношение фартука (таблие). Чисто декоративный, но, как правило, из драгоценного кружева, он из чисто плебейской одежды превратился в парадный «фасад» женского аристократического платья.
[su_row][su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column][/su_row]
[su_quote]«21 июня 1666 года маркиза дю Плесси де Бельер находилась на пути в Версаль… Анжелика была одета в пепельно-зелёное парчовое платье с большими серебряными цветами, длинное жемчужное ожерелье несколько раз обвивало ее лебединую шею и, опускаясь, заканчивалось немного ниже соблазнительной груди. Золотистые волосы мадам были были украшены жемчугом, а два легких белых пера венчали прическу».[/su_quote]
[su_quote]«Она дала точные указания портному, чтобы придать жемчужно-серому бархатному жакету мужской покрой, облегающий нежные округлости ее фигуры… Огромная шляпа из белого фетра с каскадами страусовых перьев была подобна снежной лавине».[/su_quote]
Авторы книги недалеки от истины. Пепельно-зелёная парча, тканая цветами, жемчужное ожерелье и жемчужное украшение для причёски — всё это вполне могло быть. И именно в эпоху Людовика XIV о дамский охотничий костюм «проникли» тенденции, привычные для мужского костюма. Часто к таким нарядам носили шляпу, наподобие мужской — с перьями (правда, перья вошли в моду несколько позднее — в 1680 году).
[su_quote]«Анжелика тем временем уже надела корсаж из золотой парчи и теперь стояла неподвижно, пока Маргарита прикрепляла шемизетку, – настоящее произведение искусства из шелка и филигранного золота. Золотые кружева сверкающей пеной окутывали ее обнаженные плечи, придавая нежной коже прозрачность фарфора. Щеки, горевшие мягким румянцем, чуть подкрашенные ресницы и брови, волнистые, отливавшие, как и платье, золотом волосы, безмятежная, ясная глубина зеленых глаз — вот что увидела Анжелика в зеркале, и она сама себе показалась каким-то необыкновенным божеством, созданным только из драгоценных материалов: золота, мрамора, изумрудов».[/su_quote]
Тут авторы попали в точку. Женские платья второй половины семнадцатого века отличаются сложным покроем и обилием всевозможных украшений (лент, кружев, драгоценных камней). Верхняя юбка теперь разрезалась на две части, закрепленные по бокам. В результате стала видна нижняя юбка. Что касается тканей, то для верхней юбки использовались тяжелые материи, плотная парча и шелк, а для нижней в ход пускали шифон или парчу. Лиф платья с глубоким декольте был украшен кружевами и вышивкой из тончайших золотых нитей. Корсет уже такой жесткий, поэтому осиной талии добивались при помощи тугих шнуровок.
[su_row][su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column] [su_column size=”1/3″ center=”no” class=””]
[/su_column][/su_row]
[su_quote]«Одно платье висело отдельно от других в гардеробе. Это было золотое платье, неуловимо похожее на то, в котором она произвела фурор на свадьбе короля в Сен-Жан-де-Люзе. Только фасон платья был выполнен по последней версальской моде. Поверх сравнительно узкой юбки из травчатой парчи в форме колокола, украшенной от низа до колен тяжелой вышивкой, позументом, сборками и кружевами, надевалось верхнее платье из гладкой парчи со шлейфом, сильно собранное на спине. К юбке прикреплялся корсаж с очень жестким лифом, весь расшитый драгоценными камнями. Платье было произведением искусства и Анжелика долго любовалась им. А потом внезапно ее осенило, что Жоффрей хотел, чтобы именно в нем она предстала перед королем…»[/su_quote]
В точности описан фасон платья, модный в 1680-х годах.